Проходческий щит «Надежда» под аплодисменты и торжественные речи закончил копать тоннель от «Новокрестовской» до «Приморской». Со сроками теперь стало понятнее, с деньгами — не особо.
Вообще-то «Надежда» докопалась до финишной точки, демонтажной камеры в районе дома № 35 по Кораблестроителей, рано утром, в 06:45. Стена пошатнулась и упала, подняв тучи пыли. С одной стороны, жаль, что не под камеры телевизионщиков, с другой — хорошо, что этим не пришлось дышать многочисленным гостям. Прессу собирают в пол-одиннадцатого. Проводят формальный инструктаж, раздают каски, самым чистоплотным — резиновые сапоги и плащи и запускают в вентиляционную шахту 467, под которой и расположена демонтажная камера. На глубину 69 метров спускаемся в лязгающих клетях — не слишком комфортно, но колоритно. Звучит фраза: «Эскалаторы — попса, вот так надо в метро заходить».
Стена камеры обрушилась не целиком, в нижней части щита маячит несколько блоков, так что «Надежде» еще есть что показательно пережевать и отодвинуть. Рядом человек в метростроевской спецовке настраивает звуковую аппаратуру для торжественных выступлений. Среди сотрудников различных управлений «Метростроя» ходит замглавы комитета по развитию транспортной инфраструктуры Михаил Цалко. Один из представителей подрядчика бросается к нему с поздравлениями и сразу переходит на просительный тон. «Подпишу, подпишу», – лаконично обещает чиновник и идет дальше. Многолетний гендиректор компании Вадим Александров, который оставил эту должность два месяца назад, тоже принимает поздравления; видно, что ему далеко не впервой наблюдать сбойку, но все равно рад.
Когда щит приходит в движение, начинается коллективная фотосессия. Операторы удовлетворяют свой аппетит, и на краю террасы начинают толпиться уже рядовые сотрудники метростроевских структур и СМИ, спешно снабжая социальные сети новыми хештегами. Щит шумит, раскручивается то по часовой, то против, иногда выделяя специальную пену, с которой смешивают грунт для ускорения проходки. При этом с него отваливаются большие куски породы, «осколки» пару раз долетают даже до площадки, где стоят наблюдающие.
Официальная часть короткая, но включает в себя небольшой конфуз. На высунувшийся из тоннеля щит вывешивают традиционно два флага – «Метростроя» и «Управления механизации». Вице-губернатор Игорь Албин просит не забывать, что город является крупнейшим акционером генподрядчика, так что как минимум одного флага не хватает. «Сегодня сошлись два фактора, – говорит чиновник – Надежда и уверенность. Не только в плане названия щита. Это надежда и уверенность в том, что работы будут завершены в срок и с соблюдением надлежащего качества. Время уходит, нам уже весной предстоит завершить работы на «Новокрестовской» и «Беговой». Все у нас получается». При этом Албин напомнил, что все отставания необходимо ликвидировать уже в ноябре. В конце июля комитет по развитию транспортной инфраструктуры отчитался о том, что участок Невско-Василеостровской линии с двумя станциями – «Улица Савушкина» и «Новокрестовская» – готов на 57%. Отставание по строительству от проектных сроков оценили в один месяц и обещали наверстать, чтобы сдать объект, как и планировалось, к началу апреля 2018 года. За несколько дней до этого вице-губернатор Игорь Албин рассказал, что по станции «Улица Савушкина» задержка составляет два месяца.
Вадим Александров говорит, что метростроевцам повезло как никому в отрасли в плане профессиональных праздников: они отмечают День строителя, День железнодорожника и День шахтера. «Но самый главный и только наш праздник — сбойка, – подчеркивает Александров. – Это даже более торжественное мероприятие, чем сдача объекта. Сразу появляется предвкушение, чувство того, что мы теперь должны выполнить. Теперь есть стопроцентная уверенность у каждого, что в марте месяце будет пуск по участку. А если кто-то не уверен, пусть скажет». Как-то сразу хочется добавить в традициях голливудского бракосочетания «...или пусть не говорит никогда».
Проходку двухпутного тоннеля Невско-Василеостровской линии запустили в начале 2016 года, с тех пор установили 2 881 железобетонное кольцо диаметром 10,3 метра, общая длина участка составила 5,2 км. Изначально надеялись встретить его на Кораблестроителей в мае 2017 года. «Фонтанка» писала о том, что при разработке грунта хватало проблем. Почти сразу метростроевцы попали в тот же плывун, от которого пострадал перегон «Площадь Мужества» – «Лесная». Тогда Вадим Александров говорил, что воду черпают ведрами, и называл произошедшее провалом. «Из шнека, откуда должна поступать нормальная порода, месяца 2-3 выходил сжиженный грунт с камнями под давлением, начались проблемы с транспортировкой. Два часа проходки, 4 часа на лопате», – вспоминают в «Управлении механизации». Поэтому и оптимальный темп в 8-9 колец за сутки удавалось выдерживать далеко не всегда.
Ломался и вертикальный конвейер, с помощью которого грунт выдавали на поверхность, в итоге подключали специальный кран с ковшом. Кроме того, Смольный не позволил превышать максимально допустимый уровень загрузки самосвалов, так что подрядчику пришлось срочно докупать машины. Ускориться позволил ряд технологических решений, в частности, касающихся укладки бетона сразу вслед за проходом щита.
«Проходка была нелегкой. Десятки раз меняли щеточное уплотнение, которое полностью стиралось, – говорит Вадим Александров. – Это непросто сделать. А сколько валунов у нас на шахте — можно музей открывать. Были и другие сложности — со свалками, транспортом». На совещании по «Беговой» отставание объясняли проблемами с вывозом породы. По информации «Фонтанки», полигоны были не сильно расположены принимать жидкий грунт. Предложенные областью площадки не подходили по тем или иным причинам — не хватало подъездных дорог, мойки колес. В итоге вывозили на несколько площадок. В частности, в Красную Горку и полигон в Скотном, еще одну, на Мебельной, предоставила администрация Приморского района. «Метрострой» обратился к Ленобласти с просьбой выделить какой-либо объект под рекультивацию, но пока процесс не идет.
Продолжает действовать запрет на вывоз грунтов во время футбольных мероприятий на Крестовском острове. Исключение было сделано накануне, в день матча с «Утрехтом». Однако в расчетах между подрядчиком и заказчиком к спешке не склонны. Вадим Александров рассказал, что проблем с финансированием Невско-Василеостровской линии нет. При проходке тоннеля было размещено порядка полумиллиона кубометров грунта — пока за это не заплатили ни рубля. «Работы у нас не принимают, мы исправляем замечания со стороны заказчика, – говорит Николай Александров. – Вплоть до того, что надо будет подавать ДТН (декларация по транспортному налогу. — Прим. ред.) по каждой машине. Во время строительства Фрунзенского радиуса была некоторая неразбериха, так что теперь комитет дует на воду».
В Смольном говорят, что не предоставлены необходимые обоснования. «Пока нет подтверждающих документов с полигонов (платежные поручения), мы не можем оплатить, – подчеркивают в КРТИ. – Когда предоставят, все будет возмещено». Собеседник «Фонтанки» в метростроительной отрасли полагает, что осторожность чиновников связана с уголовным делом по грунтам подземки. Напомним, следствие считает, что отходы могли вывозиться на нелегальные свалки, а их класс опасности в бумагах завышался. По этому делу был арестован помощник первого замдиректора «Метростроя» Николай Казнин.
Как бы то ни было, эти проблемы нельзя сравнить с недостачей по Фрунзенскому радиусу. К этой теме в праздничный день строители и чиновники возвращались неохотно, однако сам Албин подчеркнул, что в следующем году Петербург ждет открытия не двух, а пяти новых станций, и не 5,2, а 10 км перегонных путей. Как известно, стоимость контракта по этой ветке изначально была занижена с 35 млрд, одобренных экспертизой, до 26 млрд. Руководство «Метростроя» рассказывает, что несколько пересчитало свои расходы, где-то ужались, и теперь дополнительных 6 млрд «на тоненького» должно хватить, чтобы сдать участок ко Дню города (читай «к ЧМ-2018»), как того хочет Смольный. Ранее в горадминистрации говорили, что готовы в рамках осенней корректировки выделить 2,5 млрд рублей. «По Фрунзенскому радиусу все еще идёт процедура определения достоверной стоимости контракта, – объясняют в КРТИ. - Когда она закончится, будет направлен проект постановления правительства на увеличение стоимости контракта». По данным «Фонтанки», в итоге цена контракта может увеличиться на 4,1 или на все те же искомые 6 млрд рублей.
К слову, щит «Надежда» до проходки от Туристской улицы до Кораблестроителей работал как раз на Фрунзенском радиусе, там он шел медленней. Теперь он выбывает минимум на полгода. 2 месяца на демонтаж, потом транспортировка обратно на Туристскую, ремонт, те же 2 месяца на новую сборку. Месяц назад инженеры «Метростроя» утверждали, что щит направят в сторону Шуваловского проспекта, к будущей «Планерной». Теперь о планах говорят осторожнее. «Сейчас готовится проектное решение, Ленгипрометротранс должен выйти из экспертизы, потому что проекта до «Планерной» пока нет», – говорит Николай Александров. «Ни в этом, ни в следующем году щит не пойдет никуда», – говорит источник, близкий к руководству компании.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»