Смольный включает счетчик для концессионера, который не сдал в срок трамвайную сеть в Красногвардейском районе. Концессионер кивает на особые обстоятельства и платить не хочет.
Два современных и высокотехнологичных трамвая «Чижик» уже привезли в депо на Хасанской улице, сгрузили двумя кранами с платформ и перетащили под крышу. Ехать им пока некуда. Все уже смирились с тем, что сдача частной трамвайной сети в Красногвардейском районе снова сдвинулась, теперь на декабрь. Однако город надеется получить в ноябре если не новые пассажирские маршруты, то хотя бы пени с проштрафившегося концессионера. Тот не признает за собой вины и утверждает, что действует в рамках соглашения.
Вопрос, когда частный трамвай должен был поехать от Ладожского вокзала до Хасанской, на самом деле не такой простой. Перед заключением соглашения между городом и инвестором, Транспортной концессионной компанией (ТКК), в качестве ориентира было указано 1 сентября 2017 года. В августе бывший глава генподрядчика «ЛСР-Строй» Борис Мурашов сообщал «Фонтанке», что у него есть 17 месяцев с момента подписания соглашения, а значит, горизонт проекта — конец октября. Между тем, по данным «Фонтанки», в рабочей переписке подрядчика и администрации упоминается установленный срок пуска движения на первом участке — 16 августа 2017 года.
Смольный подписал концессионное соглашение с Транспортной концессионной компанией в мае 2016 года. Компания принадлежала на тот момент УК «Лидер», «Группе ЛСР» и подрядной организации МК-20СХ. Последняя передала впоследствии свои 10% в пользу ЛСР. Инвестор должен реконструировать пути на правом берегу Невы и построить депо. Общий объем капитальных вложений – 6,5 млрд рублей, генподрядчик — ООО «ЛСР-Строй». Город со своей стороны уже совершил один инвестиционный платеж в 400 млн рублей, по факту работ добавит еще 900 млн рублей. Затем сеть передадут ТКК в концессию на 30 лет. Общие расходы на эксплуатацию и закупку трамваев (компании Stadler) оцениваются в 33 млрд рублей. ТКК исходит из того, что в течение 30 лет будет перевозить по 33,2 млн человек ежегодно. Если загрузка окажется меньше, город обязан выплатить субсидию за каждого несостоявшегося пассажира.
Как известно, концессионное соглашение никому из посторонних не показывают, даже по депутатскому запросу, ссылаясь на коммерческую тайну. Одно можно утверждать — в ноябре работы уж точно должны были закончиться. Подрядчик обращался напрямую к губернатору с просьбой заключить допсоглашение о переносе сроков, это уберегло бы его от пеней. В комитете по инвестициям сообщают, что такого документа в работе нет.
«Сегодня, 1 ноября, в связи с тем, что запуск движения трамвайной линии на участке 1-го этапа от Ладожского вокзала до ул. Хасанская не произошел, начинается претензионная работа, – говорят в аппарате вице-губернатора Игоря Албина. – ТКК была предупреждена о возможных штрафах. Про сумму претензии говорить пока рано, так как нет понимания, на какое количество дней будет задержан запуск трамвайной сети». Ранее «Фонтанка» уже писала о том, что ежесуточная пеня за срыв сроков по первой пусковой очереди, в соответствии с соглашением, составляет 75 тысяч рублей, если будет доказана ответственность концессионера. Достроить пути в ТКК и Смольном обещают до конца года. Если принять это на веру, в худшем случае за 2 месяца набежит 4,5 млн рублей.
Это раз в 20 меньше, чем стоит один из девяти трамваев, которые будут по этим рельсам ходить. Казалось бы, семечки, но ТКК платить пока не планирует. «Концессионным соглашением предусмотрено продление срока по особым обстоятельствам, которые возникли», – настаивают в предприятии в ответ на вопросы о пенях. ТКК ссылается, скорее, на практику проектов ГЧП. «Под особыми понимаются обстоятельства, наступление которых не зависит от действий или бездействий инвестора, – говорят в компании. – К таким обстоятельствам, возможно отнести геологические факторы, несвоевременное предоставление земельных участков, необходимых для реализации проекта, действие или бездействие сторонних организаций, в результате которых инвестор не может исполнить свои обязательства».
Ранее сообщалось, что на ближайшем к «Ладожской» отрезке обнаружен был слабый грунт в зоне золоотвала, который пришлось вынимать и заменять. На перекрестке проспектов Косыгина и Наставников строители наткнулись на напорные водоносные слои 5 – 8 метров, так что работы пришлось приостановить. Еще одно — задержки в передаче земельных участков от города концессионеру. Передавать землю город может только после утверждения проека планировки территории линейного объекта. Его должны были утвердить 25 августа 2016 года, но фактически приняли только в середине декабря. Город, со своей стороны, напоминает, что сразу после этого были выпущены первые постановления Смольного о предоставлении участков, которые позволяли закончить проектирование и начать строительство путей на улице улице Хасанской и проспекте Наставников. На деле к этому приступили только в конце августа 2017-го.
В 13-й статье закона о государственно-частном партнерства прописана туманная формулировка: «Публичный партнер обязан рассматривать предложения частного партнера по изменению существенных условий соглашения в случае, если реализация соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения». Однако сама по себе обязанность государства «рассмотреть предложение» частника ничего не гарантирует.
Те же два месяца, за которые ТКК обещает управиться с проектом, уйдут на то, чтобы утрясти сумму инвестиционного платежа, который город должен внести в проект со своей стороны. «Фонтанка» подробно писала о том, что частичная замена одной технологии верхнего строения путей на другую, по мнению чиновников, удешевила стоимость всей сети. Называлась даже цифра — 1,1 млрд рублей. Это значит, что 900 млн, которые содержатся в городском бюджете на 2017 год, должны быть пересмотрены. Комитет по инвестициям подчеркивает, что «решение об их выплате окончательно не принято в связи с тем, что имеется ряд вопросов по срокам и проектным решениям, применяемым при реализации проекта». По этому поводу недвусмысленно высказывался губернатор: «Если Транспортная концессионная компания не согласится с откорректированным расчетом затрат, замена конструкции трамвайных путей не будет согласована правительством Санкт-Петербурга».
Принципиальности концессионера в споре с городской властью позавидовала бы иная оппозиционная политическая партия. ТКК настаивает — и 1 ноября в очередной раз подтверждает свою позицию: «Нет оснований для пересчета стоимости работ, работы выполняются в соответствии с концессионным соглашением».
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»