Смольный объявил конкурс на линию трамвая от «Кировского завода» до Петергофа. Эксперты сомневаются, что он выдержит забег наперегонки с электричкой.
Правительство города стреляет очередями. Еще не определен концессионер по строительству трамвайной линии от Купчино до Славянки, как комитет по инвестициям объявил конкурс на маршрут «Петергоф — станция метро «Кировский завод». Эта линия подешевле и попроще, но потенциальные участники и пороки у этих проектов общие: электричка может не отпустить своих пассажиров, а риски по недобору платы за билеты берет на себя и город.
Правительство Петербурга 5 апреля объявило открытый конкурс на выбор партнера по созданию трамвайной линии станция метро «Кировский завод» – Петергоф. Заявки можно будет подавать до 5 июня, итоги обещают подвести 12 ноября. Объем инвестиций — 14,4 млрд рублей.
В первые 4 года надо реализовать первый этап — от станции метро до «Балтийской жемчужины», примерно 6 км. За следующие 3 года концессионер должен будет дотянуть линию еще на 14,2 км до Петергофа. Согласно проекту, 19 км пройдут по земле, 1,2 км — по искусственным сооружениям. Для первого этапа требуется приобрести 11 трамваев, для второго — еще 8. Концессионное соглашение будет действовать 30 лет, в течение которых партнер города будет эксплуатировать сеть.
Указан размер эксплуатационного платежа, то есть та часть расходов, которую город берет на себя и выплачивает концессионеру, чтобы покрыть его расходы на строительство и эксплуатацию. По первому этапу этот показатель — 820 млн рублей в год в течение 12 лет и 300 миллионов в год затем. По второму — 1,05 млрд и 396,5 млн соответственно. Назван максимальный размер, претенденты в своих заявках должны будут его снизить.
Судя по иллюстрации, первый этап частично использует уже существующую трамвайную сеть, строиться надо будет на участке ул. Маршала Казакова — Балтийский бульвар — ул. Маршала Захарова и дальше по проспекту Героев и улице Адмирала Черокова до Петергофского шоссе. После этого идет второй этап: по шоссе и проспекту Буденного, а затем рельсы вытягиваются вдоль железнодорожных путей в сторону Петергофа и идут до Разводной улицы.
Постановление об объявлении конкурса правительство города выпустило 3 апреля. Шли к этому давно: в марте 2017 года трамвайную линию от «Кировского завода» до Петергофа обсуждали на совещании по вопросам реализации в Петербурге проектов с участием ВТБ. С тех пор многое поменялось: к примеру, на том же совещании говорили про трамвай «Купчино – жилой район Славянка – город-спутник Южный». Этот проект 30-летней концессии и сейчас есть на сайте комитета по инвестициям, стоимость его оценивается в 31,3 млрд рублей. Однако, как известно, в итоге объявлен другой конкурс на линию «Купчино — Шушары — Славянка», за право подписать с городом договор борется и ВТБ в составе ООО «Трамвайные пути Северной столицы».
«Фонтанка» поинтересовалась в банке, намерен ли он претендовать на концессию по трамваю до Петергофа. В «ВТБ Капитал» ответили, что видят большой потенциал для проектов ГЧП в России, и напомнили о том, что сейчас реализуют проект реконструкции аэропорта Пулково и занимаются эксплуатацией Западного скоростного диаметра. «Мы потенциально заинтересованы в этом проекте, но на данный момент преждевременно говорить о формате, параметрах и условиях нашего участия, так как такое решение может быть принято только после детального анализа всех аспектов проекта и оценки инвестиционных рисков», – добавили в компании.
В случае с трамваем до Славянки ВТБ соревнуется с ООО «БалтНедвижСервис». Этого бойца совместными усилиями выставили группа компаний «АБЗ-1» и Газпромбанк. Гендиректор «АБЗ-Дорстрой» Леонид Гиндин рассказал «Фонтанке», что компания в целом заинтересована в участии в крупных инфраструктурных стройках Петербурга. «Мы рассматриваем вариант участия в конкурсе на линию до Петергофа, но надо еще ознакомиться с условиями», – заявил Гиндин. По информации «Фонтанки», побороться за концессию планирует и подрядчик трассы М-11 турецкая компания ICA, которая также подавала заявку на трамвай до Славянки.
Два концессионных проекта роднит не только состав претендентов, но и общие изъяны. Напомним, эксперты примерно так оценивали линию Купчино-Славянка: до Шушар это нужный городской транспорт, обреченный на востребованность; после — начинается неравный бой за пассажиров с электричками. В случае с Петергофом ситуация идентичная. «Если говорить про первый этап – до Петергофского шоссе – тут вопросов почти нет, – говорит эксперт в области транспорта городских агломераций Иван Вергазов. – Разве что граница этапа. Я бы его не только продлил до ЖК «Солнечный город» (восточнее проспекта Буденного. — прим. авт.), но и вообще вывел его к ж/д платформе Сосновая Поляна; тогда пассажиры могли бы выбирать конечный вид транспорта, и линия работала бы в обе стороны, а не в одну. Экономика проекта на данном этапе понятна и предсказуема: подвоз пассажиров к метро и электричкам в районе с высокой плотностью населения».
Дальше хуже. «Строить вдоль железнодорожных путей новую линию — это безумие», – лаконично замечает собеседник в транспортном блоке Смольного. «Скорость и время поездки фантастически не сопоставимы, – расшифровывает Вергазов. – Доехать за 1 час до «Юго-Западной» на окраине на трамвае (маршрутная скорость заявляется 25 км/ч) или за 40 минут до «Балтийской» – что выберет массовый пассажир? Организовать нормальный подвоз к электричкам гораздо проще. Если уж так хочется сделать «круто» – можно просто построить внутренний петергофский трамвай».
Комитет по инвестициям, в свою очередь, говорит, что все проанализировал, а ездить вдоль шоссе будут местные жители. «Расстояние от существующих железнодорожных платформ до объектов массового строительства на Юго-Западе города значительное, – говорят в ведомстве. – А остановки скоростного трамвая предполагаются к размещению в том числе там, где на сегодняшний день нет железнодорожных остановок. По нормативам расстояние между железнодорожными остановками – не менее двух километров, а между трамвайными — 400 метров». На туристов чиновники тоже рассчитывают: «Проект направлен как на улучшение транспортного сообщения для жителей юго-западных районов Петербурга, так и на создание комфортной транспортной среды для туристов, посещающих исторические и культурные объекты Петергофа».
В выкладках комитета сомневается Антон Финогенов, гендиректор института «Урбаника». «Смысл строиться и реконструировать существующую сеть до Стрельны понятен: новые жилые районы и все более сдвигаемая перспектива строительства здесь метро, – говорит эксперт. – А история с Петергофом странная. Доступность того же парка «Знаменка» не вырастет, так что на туризм надежды нет. Железнодорожная линия идет через центр города, а для тех, кто едет от гостиниц на автобусах, одинаковы неинтересны что трамвай, что электричка». Между тем модель, уже использованная в Красногвардейском районе на «Чижике», подразумевает, что несобранное с пассажиров концессионер получает из городского бюджета.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»