Смольный снова озаботился тем, что часть аэропорта Пулково до сих пор находится в соседнем регионе. Дружественному, но упрямому парламенту снова предложат подвинуть границу. На словах.
Самолеты в Пулково пересекают границу чаще, чем в других аэропортах. Все потому, что одна из двух взлетно-посадочных полос растянулась на два субъекта Федерации. Поделиться землей 5 лет назад не согласились областные депутаты, хотя губернаторы тогда договорились. Теперь Смольный заходит на второй круг: если полосу снова придется реконструировать, могут возникнуть проблемы.
Петербург и Ленобласть упражняются в подробном описании границы регулярно, а в данном случае история растянулась почти на 10 лет. Осенью 2009 года Смольный подписал соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации объектов аэропорта Пулково на основе государственно-частного партнерства. Партнером выступило ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС), ему и передали в долгосрочную аренду несколько участков, которые находились в собственности Петербурга. Правда, затесалась в этот перечень и неразмежеванная территория в 63,4 гектара, которая находится в Ломоносовском районе Ленинградской области. Если конкретнее — МО «Виллозское сельское поселение».
На этот участок частично залезла искусственная взлетно-посадочная полоса-1 (ИВПП-1). Она реконструирована за счет городского бюджета, однако фактически располагается на территории двух регионов. Как говорится в пояснительной записке к новому документу, «данная ситуация возникла в связи с расхождением между фактическим прохождением границы между указанными субъектами Российской Федерации и ее описанием в Соглашении об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью». Это соглашение подписали в 2003 году, с тех пор периодически вносятся некоторые изменения.
Взлетная полоса, о которой идет разговор, — одна из двух действующих сейчас в аэропорту, ее длина — около 3,8 км, ширина — 60 м. Она дальше от города, чем вторая, поэтому именно ее стараются преимущественно нагружать ночью из-за уровня шума. Сам участок находится в собственности Санкт-Петербурга, и распоряжается им город.
По словам комитета имущественных отношений, «на территории области участок расположен фактически – это не порождает имущественных прав данного субъекта на землю».
ВВСС подтверждает, что коллизия с земельным участком не мешает при обычной хозяйственной и операционной деятельности. «Однако при возникновении необходимости выполнения работ в отношении полосы могут возникнуть сложности при получении разрешительной документации, – говорят в компании. – Кроме того, более логично, что земельный участок, являющийся госсобственностью Санкт-Петербурга (указанный участок является собственностью Санкт-Петербурга, при этом располагается на территории Ленинградской области) и при этом примыкающий непосредственно к другим землям Санкт-Петербурга, станет и территорией города».
Решить эту ситуацию с Пулково пытались и раньше. В конце апреля 2012 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и возглавлявший на тот момент Ленобласть Валерий Сердюков подписали дополнительное соглашение к документу 2003 года. Оно предусматривало включение участка в границы Санкт-Петербурга и требовало утверждения в парламентах обоих регионов. В Петербурге, как нетрудно догадаться, все прошло без сучка без задоринки, и в июне дело было сделано. А вот в Ленобласти, откуда Сердюков ушел через неделю после подписания допсоглашения, не выгорело, парламентарии в сентябре 2013 года не стали утверждать договор.
К вопросу вернулись в декабре 2017 года на очередном заседании Координационного совета Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере социально-экономического развития. Комитет имущественных отношений снова подготовил допсоглашение о «переезде» участка из одного региона в другой. Чиновники упирают на то, что речь идет не о фактическом передвижении границы, а о ее описании, так что идти в Совет Федерации за согласованием не придется. Фактически речь идет о том, чтобы изложить определенный фрагмент этого описания следующим образом: «...далее по северной границе Южного кладбища идет на юго-восток 380 м, далее на северо-восток, пересекая Нагорный канал, до юго-восточного угла земельного участка с кадастровым номером 47:14:0602001:43 (ОАО «Аэропорт «Пулково»), далее на северо-запад 840 м по южной границе этого земельного участка, далее на юг до оси Нагорного канала...».
Но у областных депутатов разрешения опять-таки придется спросить. Найти человека, который бы четко вспомнил, почему 5 лет назад городу отказали, оказалось сложно. Возможно, это было связано с тем, что в 2012 году Генпрокуратура оспаривала аналогичное постановление парламентариев о передаче городу 24,7 га областной земли на границе поселка Горелово, где строился ЖК «Дудергофская линия-3». Тем не менее депутат Владимир Петров, по его словам, голосовал в случае с Пулково «за», и сделает это снова, если город сделает второй заход. «Это объект федерального значения, так что все необходимые правоустанавливающие документы на участки должны быть оформлены в соответствии с законодательством, – говорит парламентарий. – Я не исключаю дальнейшей реконструкции, в том числе с иностранными инвестициями; условно говоря, китайцы к нам прийти могут, и как объект инвестиций аэропорт должен быть готов к этому».
А вот Виктор Иванов, глава Виллозского городского поселения, вокруг которого и разворачивается вся эта история, встревожен очередным раундом наступления города. «Мы в последнее время только и делаем, что уточняем границы, – говорит он. – Бесконечно это не может проходить. У меня самого дом находится в Ленинградской области, а часть земли перед ним — в Петербурге. Вышел огород копать — перешел границу».
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»