ООО «Леонтьевский мыс» Игоря Онокова получило банкротный иск из-за задержки со сдачей элитного жилого комплекса на Петровском острове. Борьбой с застройщиком занимается не покупатель квартиры, а по его поручению крупная промышленная компания с оборотом в 2,6 млрд.
Владелец 167-метровой квартиры в «Леонтьевском мысе» уступил права требования неустоек компании «МТ-Групп», которая не удовлетворилась назначенной судом компенсацией в 13 млн рублей, а купила небольшой долг застройщика перед московскими дизайнерами и теперь добивается банкротства обидчика.
«МТ-Групп» ("Морская техника") куда более знакома не по тяжбам со строителями, а по поставкам судового оборудования. Она производит и обслуживает силовые установки и насосы для десятков судостроительных и инфраструктурных предприятий по всей стране. Участвует в строительстве ледоколов и электростанций. Выручка в 2017 году — 2,3 млрд рублей. Владелец компании — Абдул Гамлет оглы Мехтиев.
Именно этой компании передал права требования неустоек и штрафов за двухлетнюю задержку сдачи 167-метровой квартиры стоимостью 37 млн рублей Эльшан Гамлет оглы Мехтиев. Он также петербургский предприниматель, имеет собственный бизнес, но защищать права в суде доверил юристам своего брата. Как полагают представители «Леонтьевского мыса» – для изменения подведомственности спора суду общей юрисдикции.
Элитный комплекс «Леонтьевский мыс» на Петроградской стороне с видом на Крестовский и Петровский острова начал строиться еще в далеком 2007 году, а ключи жильцам стали передавать только весной 2017 года. Как объясняет Игорь Оноков, владелец «Леонтьевского мыса», основные проблемы долгостроя были связаны со спором с банком БФА — одним из инвесторов. Однако за эти годы случилось два кризиса, переход БФА под управление банка "Уралсиб", резкий рост цен на стройматериалы, 65-кратная переоценка Смольным стоимости аренды участка и много еще чего. Зафиксированная — в итоге — задержка сдачи комплекса составила «всего» два года, и именно за них покупатели квартир и требовали компенсацию у застройщика.
Из 399 квартир в комплексе к сдаче в 2017 году удалось продать примерно 300 на общую сумму примерно 6 млрд рублей. На сегодня осталось распродать еще около 40 квартир и машиноместа, правда, все они находятся в залоге у "Уралсиба". Исков было много, требования огромные, вспоминает Игорь Оноков, но его компания не отказывалась платить. В общей сложности с 2017 года, когда были подписаны акты передачи квартир, на компенсации ушло более 400 млн рублей, подсчитал он.
Однако иногда претензии значимо превышали ожидания строителей. Так, первоначально Эльшан Мехтиев попросил в качестве компенсации 16 млн рублей. А после переуступки прав в «родственную» фирму размер требований подскочил до 27 млн рублей. Юристы «МТ-Групп» довольно убедительно обосновывали эту сумму, ссылаясь на законодательство. Правда, суд в итоге снизил размер неустойки до 13 млн рублей, а штрафа, предусмотренного Гражданским кодексом, — до 1 млн рублей (с 7 млн), ссылаясь на несоразмерность требований нанесенному ущербу.
Но юристы компании на этом не остановились. И в последних числах января подали к «Леонтьевскому мысу» уже банкротный иск. Как объясняет Игорь Оноков, он формально не связан с просрочкой сдачи комплекса. Дело в том, что в конце 2018 года «МТ-Групп» получила права требования к застройщику от небольшой московской дизайнерской компании на 800 тыс. рублей.
«Мы уже два раза перечисляли деньги на эту сумму, но нам говорили, что реквизиты были неправильные. Хотя деньги к нам не возвращались», – возмущается строитель. По его мнению, действия «МТ-Групп» не связаны с попыткой вернуть эти 800 тыс. рублей. «Они пытаются рушить наше имя», – убежден Игорь Оноков.
Юрист «МТ-Групп» Полина Кулагина, которая представляет компанию в суде с «Леонтьевским мысом», оставила вопросы «Фонтанки» по поводу этой тяжбы без ответа, объяснив, что такое решение приняло руководство ее фирмы.
Чтобы рассчитаться с дольщиками за неустойки, «Ленотьевский мыс» уже передал приставам для продажи несколько квартир и машиномест в своем ЖК. Вряд ли дело действительно дойдет до банкротства, но если это все же случится, неудобство испытают уже заселившиеся жильцы элитного дома. Ведь именно «Леонтьевский мыс» сейчас заканчивает благоустройство придомовой территории, включая набережную Малой Невки.
Кроме того, рассказал Игорь Оноков, пока не будут решены юридические проблемы, его компания откладывает запуск новых проектов на своих участках. Каких именно, девелопер не раскрывает.
Большинство застройщиков, к которым обратилась «Фонтанка» с просьбой прокомментировать эту ситуацию и поделиться соображениями, как лучше себя вести в таких случаях, отказались говорить на эту тему. Некоторые называют термин «потребительский терроризм», другие, наоборот, предпочитают говорить об ответственном отношении строителей к своим покупателям, справедливо отмечая, что лучший способ предохраниться от претензий дольщиков — вовремя сдавать дома. Однако обстоятельства складываются так, что задержки происходят не только по вине застройщиков.
«Суды в последнее время часто становятся на сторону застройщика, понимая, что требования к ним зачастую несоразмерны с их потерями от задержки ввода дома, – уверена Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1», которой пришлось иметь много дел с недовольными дольщиками. – При этом покупатели больше всего заинтересованы в том, чтобы получить квартиру, а не завалить исками строителей, из-за которых сдача дома может задержаться еще больше. В этом случае важно понимать, кто больше всех выигрывает от таких исков. Нынешнее положение дел провоцирует адвокатский терроризм, когда юрфирмы с мощным рекламным бюджетом специализируются на вымогательстве денег у застройщиков».
Иван Черных, «Фонтанка.ру»