Во вторник в Пресненский районный суд Москвы из СИЗО «Бутырка» на судебное слушание доставили футболистов Александра Кокорина и Павла Мамаева. Началось заседание суда, которое навело на ряд исторических выводов, которыми хочется поделиться с вами.
Разговоры в суде (про сам процесс можно почитать тут - там и виски, и имитация половой близости, и стулья-акробаты) — важная отечественная константа. Временами слова, сказанные в ходе заседаний, говорят об эпохе больше передовиц и манифестов. Знаменитая перестрелка судьи с тунеядцем Иосифом Бродским: «Кто признал, что вы поэт? Учились ли вы этому?» – «Никто. Я думаю, что это от бога».
Выяснение отношений между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем в 2011 году подарило общественности сенсации. Роман Аркадьевич, к примеру, признался, что у него нет высшего образования: «Это ошибка. У меня незаконченное высшее. Я диплом не писал, а все остальное делал». Борис Абрамович отмечал, что Абрамович предал его и шантажировал, и вообще – не умный.
Вот и слова, вырвавшиеся на свободу в тесном зале Пресненского суда, навсегда войдут в историю спорта новой России.
Мы отдельно отметим печальное обстоятельство: так вышло, что русские футболисты редко задумываются о репутации и имидже, позволяют себе не давать интервью и не отвечать на неудобные вопросы. Горькая ирония судьбы: из-за приключений той странной октябрьской ночи Кокорин с Мамаевым оказались в ситуации, когда не отвечать на вопросы — не вариант. Потому что спрашивают судья с прокурором.
Давно живущий Василий Уткин ловко сформулировал сценарный сет-ап: «Как-то раз два футболиста, лесбиянка, брат футболиста и армянин ранним утром шли из клуба "Эгоист" по Большой Никитской, и...» Действительно же, кино. Кажется, что это начало фильма Квентина Тарантино или Гая Ричи. Получился на выходе, конечно, чистый Андрей Звягинцев.
Это же явная драма, и нас не должна смущать смехопанорама, разверзшаяся в социальных сетях накануне. Случившееся утром 8 октября прошлого года — однозначно история в миноре. Ну посудите сами: водитель Виталий Соловчук, работающий на ведущую Первого канала Ольгу Ушакову, которую слухи уверенно связывают с бывшим замглавы ФСБ Вячеславом Ушаковым, называет незнакомых людей «петушьем». Ну разве так можно? Понятно же, что после таких слов даже наградная шашка, висящая на стене, обязательно выстрелит картечью. Реплика Кокорина в адрес директора департамента автопрома в Минпромторге Дениса Пака подарила лучший диалог об отношениях гражданина и представителя власти в современной России: «Вы похожи на певца из Gangnam Style». – «А вы похожи на кучку ####### (недалеких ребят. — Прим. ред.)».
Натурально «Левиафан». 25 томов дела. 18 следователей. 61 свидетель. 3500 писем с воли на конец января. Адвокаты, реплики которых со стороны выглядят откровенно издевательскими. Так, адвокат Татьяна Стукалова на предположение, что сравнение с певцом может быть обидным, уточнила: «Он же в Книге рекордов Гиннесса по просмотрам клипа. Национальный герой Кореи!» Адвокат Александр Ромашов, описывая траекторию действий Кокорина и стула, родил афоризм: «Стул опустился сначала на пол. Пак внезапно произнес оскорбление, после чего произошло рефлекторное движение, и стул обрушился на голову».
По информации «Фонтанки», подследственные могли потратить на армию адвокатов уже больше 60 миллионов рублей. Со стороны кажется, что защитники, мм... несколько недорабатывают.
На закате вторника экс-капитан «Зенита» Владислав Радимов написал в «Твиттере»: «Первый день суда над Мамаевым и Кокориным — это как шоу "За стеклом"! Свидетели, адвокаты, прокурор. Такое ощущение, что это розыгрыш! И это будет длиться пару месяцев. Лучше бы закрытое слушание было. Пацаны, не знаю, что сказать. Терпения. Главное — не сойдите с ума».
Под занавес первого заседания футболисты неожиданно продемонстрировали редкую осознанность. После того, как прокурор обратил внимание на существенные расхождения в показаниях, сказал Павел: «Следователь говорит о затяжке времени. Наши адвокаты предлагают посмотреть видео и основываться на нем, а в итоге каждый свидетель два часа описывает, что там, а потом час это прокурор зачитывает. Это не затягивание? Мы полгода тут так сидим, сейчас ещё полгода посидим. Может, ей нравится читать, конечно».
А уставший Кокорин вступил в жизненный диалог с судьей: «Можно посмотреть конкретное видео из материалов дела. Посмотреть и сравнить итоги допросов. При допросе велась видеозапись». Судья Елена Абрамова, рассматривавшая дело полковника МВД Дмитрия Захарченко, удивилась: «Разве? В протоколе этого нет». Саша мудро подытожил: «Вот так работают над нашим делом. Ну еще посидим».
Федор Погорелов