Петербургский холдинг "Талион" бизнесмена Александра Ебралидзе не справляется с кредитными обязательствами, которые возникли благодаря инвестпроекту на 21 млрд рублей. Этих денег стоил завод по производству стружечных плит под Тверью.
В прошлом году завод вышел на полную мощность, однако эксперты не решаются предположить, когда проект окупится. "Внешэкономбанк" и "Сбербанк" в четверг, 11 апреля, уведомили о том, что собираются банкротить завод Александра Ебралидзе.
У головного предприятия производственного холдинга, ООО "Современные технологии обработки древесины", по итогам последнего отчетного года накопилось 27,2 млрд рублей долгосрочных обязательств – при выручке 6,2 млрд рублей и чистых убытках в 3,2 млрд.
За два дня до получения уведомлений от кредиторов, 9 апреля, на "Авито" обновилось объявление о продаже Taleon Imperial Hotel Александра Ебралидзе на Невском проспекте – как раз за сумму, близкую к объему инвест-проекта, – 21,8 млрд рублей. Это уже как минимум третья попытка реализовать отель начиная с марта прошлого года. Предыдущие объявления оценивали отель дешевле – 20,8 млрд рублей.
Король ламината
Холдинг "Талион" в 2017 году открыл и к концу 2018 года вывел на проектную мощность завод по производству OSB-плит «Талион Арбор» в Торжке Тверской области. Завод производит сейчас 500 тыс. кубометров OSB (ориентированно-стружечных плит) ежегодно и является крупнейшим на российском рынке. Объем производства OSB в России, по оценке аналитического агентства What Woods, – 1,4 млн кубов. Это около 20 млрд рублей выручки ежегодно, то есть «Талион Арбор» претендует на долю в 7,1 млрд рублей.
"Внешэкономбанк" выделил 20,7 млрд рублей под строительство этого завода, а также модернизацию второго деревообрабатывающего актива Александра Ебралидзе, завода "Талион Терра" в том же Торжке. «Талион Терра» с 2014 года является крупнейшим в Европе производителем LVL-бруса (Laminated Veneer Lumber – пиломатериал из слоёного шпона) мощностью 150 тысяч кубометров в год. В инвест-проектах принял участие и "Сбербанк", однако объем заемных средств ни в кредитной организации, ни в петербургском холдинге не раскрывают.
Юридически "Талион Арбор" и "Талион Терра" являются филиалами ООО "Современные технологии обработки древесины". Именно на нем висит основной объем долгосрочных обязательств: они выросли с 13,3 млрд рублей до 28,6 млрд в 2015 году и с тех пор сокращаются, но медленно, по 0,5 – 1 млрд в год. Часть долговой нагрузки легла на ПАО "Талион": в 2015 году его кредитные обязательства выросли с 4,3 до 8,7 млрд рублей.
Однако претензии у инвесторов пока появились только к ООО "СТОД". Госкорпорация развития "ВЭБ.РФ" и ПАО "Сбербанк России" уведомили о намерении обратиться в арбитраж с иском о признании ООО банкротом 11 апреля – спустя ровно год после первого подобного уведомления от "Сбербанка". Тогда, в апреле 2018 года, до арбитражного разбирательства дело не дошло, банк отозвал свои претензии.
В холдинге "Талион" надеются, что и сейчас до банкротства не дойдет. Александр Ебралидзе подтвердил "Фонтанке", что ему известно о претензиях банков. "Но это просто технический момент, у нас все в порядке, – постарался успокоить нас бизнесмен. – Можете приехать на завод и посмотреть, как мы развиваемся".
Однако "Сбербанк" подтвердил «Фонтанке», что ООО «СТОД» испытывает сложности с исполнением обязательств. "В связи с этим банк рассматривает различные варианты урегулирования вопроса, включая защиту своих интересов в установленном законодательством порядке", – заявили "Фонтанке" в "Сбербанке". Но при этом уточнили, что ООО «СТОД» в свою очередь "также прилагает усилия по решению сложившейся ситуации". В "ВЭБ" на вопросы "Фонтанки" на момент публикации не ответили.
Два пути: отель или в суд
Эксперты рынка считают, что за счет нового завода холдинг "Талион" сможет показать в 2019 году неплохие финансовые результаты, но когда окупятся вложенные гигантские средства – сказать затрудняются.
На российском рынке сейчас работают шесть заводов по производству OSB-плит, самые крупные после "Талион Арбор" – предприятия зарегистрированной в Лихтеншейтне компании Kronospan в Уфе и Егорьевске, а также петрозаводское ООО ДОК «Калевала».
"Талион" вложился в современное оборудование лучших мировых компаний, Dieffenbacher, Holtek, Sinebogen и так далее. Их продукция действительно высокого качества, она уже продается примерно в 50 стран мира, – говорит консультант аналитического агентства WhatWood Игорь Новоселов. – Все последние годы "Талион" поднимается в рейтинге крупнейших деревообрабатывающих компаний".
При этом глубокая деревообработка – один из бурно растущих российских рынков с хорошим экспортным потенциалом. Однако 20,7 млрд рублей для такого инвестпроекта эксперты считают очень большим вложением.
В прошлом году нижегородская группа компаний "Реал-Инвест" объявила о планах совместно с китайской "Сычуань Рэйлвей Инвестмент Групп" вложить 12 млрд рублей в завод по производству OSB-плит в Нижегородской области с мощностью почти как у "Талион Арбор" – 415 тысяч кубометров. Однако в "Реал-Инвест" рассказывают, что им придется использовать не только местное сырье, но и закупать в других регионах: Кировской, Ивановской и Костромской областях и Мордовии.
"В итоге у нижегородского проекта могут возникнуть высокие риски из-за обеспечения сырьем, тогда как у "Талиона" есть свои лесозаготовки в Тверской области где-то на 1,5 млн кубов, что неплохо", – рассуждает Игорь Новоселов.
Однако почти 21 млрд взятых "Талионом" в долг рублей – это слишком гигантская сумма даже для такого высокотехнологичного производства.
Арбитражные юристы полагают, что у владельца "Талиона" есть два пути, чтобы выбраться из ситуации.
"Либо быстро урегулировать ситуацию: до подачи исков в суд или хотя бы до введения внешнего управления, например успешно продав отель. Либо тратить большие деньги на юристов", – рассуждают в петербургском юридическом бюро "Лекс".
Но даже в случае, если удастся нанять хороших специалистов, результат не гарантирован.
"В лучшем случае удастся оттянуть итог. Если "Сбер" и "ВЭБ" объединяются – все, туши свет, – говорит главный управляющий бюро Алексей Тренклер. – Возможно, на такой лакомый актив, как современный деревообрабатывающий завод, даже уже нашлись желающие, которые мысленно подсчитали свою прибыль на годы вперед".
Алексей Дмитриев, «Фонтанка.ру»