21-летний Артык Орозалиев на здоровье никогда не жаловался и ничем не болел. Мечтал посмотреть Россию и Петербург, но умер здесь от сердечного приступа прямо во время рабочей смены. В соцсетях историю раскручивают, связывая произошедшее с тяжелыми условиями работы курьерами. Не только о влюбленной паре в разной униформе, что была использована и как маркетинговый ход, пишут в группах. Мы пытались разобраться – почему.
Артык Орозалиев приехал в Петербург из маленького киргизского села Торт-Куль почти полгода назад. Молодой человек не хотел, чтоб его обеспечение лежало на плечах родных. Устроился в службу доставки «Яндекс.Еда», развозил заказы на велосипеде. 16 апреля у Артыка на 11 часу рабочей смены, когда он ехал с доставкой, случился сердечный приступ. Его родственники и коллеги по цеху считают, что здорового 21-летнего парня могла довести до могилы нелегкая работа.
Тимур Орозалиев, старший брат, воспитывавший парня с пеленок, рассказал «Фонтанке», что хочет разобраться в причине смерти Артыка после похорон (тело уже везут в Киргизию через Москву – прямых рейсов нет).
– Он всегда мечтал посмотреть Россию, очень хотел туда приехать. Петербург ему нравился, мосты особенно любил… – рассказывает брат сквозь слезы. - Он просился, и я его отпустил с еще одним братом. Мы ему здесь дом купили и должны были женить. В деньгах он не нуждался. Он мне был как сын, рос со мной с 7 месяцев… Я его отговаривал, но он все равно поехал. Работал, потому что самостоятельный. В «Яндекс.Еде» работал, наверное, чуть больше месяца, и ему там нравилось. Рассказывал, что вот купил велосипед за 40 тысяч и теперь ездит и развозит еду.
– На усталость не жаловался?
– Нет, не жаловался. Говорил, что график сложный и что его оштрафовали – не успел вовремя доставить что-то. Хотел загладить свою оплошность перед начальником…
Сейчас уже сделана экспертиза. Криминала не выявлено, причина смерти — сердечный приступ, а у него никогда не было проблем с сердцем. Я советовался со знакомым кардиологом, и он мне сказал, что у абсолютно здорового человека от перенагрузки такое могло произойти.
– Вариантов, конечно, может быть много... Будете как-то пытаться разобраться в ситуации?
– Мне бы хотелось все узнать и разобраться. Но пока точно не знаю. Я еще в шоковом состоянии. Нашему горю уже не поможешь, но можно помочь другим, уберечь кого-то. Если будет надо, я могу вылететь в Петербург. Он не гастарбайтером был... человеком. И вообще очень обрусевшим парнем был, музыку русскую слушал. Еще он очень общительным был. С нами много разных людей связалось после этого, пытаются поддержать как-то.
Перед публикацией Тимур Орозалиев сообщил, что представители «Яндекс.Еды» все же связались с ним сегодня, попросили прислать заключение о смерти и предложили помощь. Стоит отметить, что в самой компании еще 19 апреля заявили, что вышли на связь с его семьей.
Изнутри
Пока родственники Артыка Орозалиева готовятся к похоронам, неравнодушная общественность активно обсуждает, что послужило причиной смерти молодого парня. После первой публикации о его смерти в соцсети «ВКонтакте» сразу несколько представившихся курьерами написали, что компания не виновата и не заставляет людей чрезмерно много работать.
Мы нашли трех мужчин, которые еще совсем недавно работали или работают там до сих пор, и узнали их впечатления от работы. Так, 21-летний петербуржец Андрей Дмитриев, уволившийся из сервиса доставки пару недель назад, рассказал, что за 12 часов смены в «Яндекс.Еде» можно заработать до пары тысяч рублей. За нарушение сроков доставки штрафов нет, но они автоматически уменьшают размер вознаграждения. Штрафы есть только за невыход на смену (1,5 тыс. рублей) и за опоздание на неё (500 рублей).
Дмитриев отмечает, что каждый курьер может попросить небольшой перерыв, но ему могут отказать. Так было в его случае: за 6 часов, что он наматывал по городу круги в желтой куртке и с рюкзаком за плечами, он ни разу не смог перекурить. На просьбу о передышке супервайзер ответил отказом, обосновав свое решение большим количеством заказов. После этого, рассказывает Дмитриев, он уже потребовал перерыв, но начальство отказало.
«Пешком за день проходишь до 30 км. У меня после первых дней работы в конце ноги сводило при каждом шаге. Однажды я сломал палец. Со смены снялся без труда, хотя меня потом автоматически оштрафовали за невыход. После того, как прислал справку, наказание отменили. Я думаю, что если работать в авральном режиме без выходных, то что-нибудь вполне могло случиться, так как все время надо находиться в напряжении и быть полностью сконцентрированным», – рассказал он. И отметил: коллеги поделились на два лагеря – те, кто считает, что трагедия могла произойти из-за существующей системы работы, и тех, кто уверен, что это просто несчастный случай.
Другой курьер, Петр Васильев, который работает по сей день, рассказал: сейчас политика компании по поводу рабочего времени, количества смен и отдыха изменилась – это произошло ещё за месяц до смерти парня во время работы. Если на старте сервиса приветствовались те, кто готов работать по 15 часов, то с марта взять смену дольше 6 часов стало сложно.
«Каждую неделю центральный офис анализирует загрузку курьеров на каждой локации, и на основе этого создаются смены на следующую неделю. Эти смены доступны к выбору каждым курьером. Те, кто готов работать помногу, стали брать по несколько смен на дню. Допустим, с 8 до 12, потом с 13 до 19 и так далее. Отдельно добавлю, что супервайзеры настоятельно рекомендуют делать часовой перерыв между сменами», – рассказал курьер из «Яндекс.Еды». Мужчина подчеркнул, что главная проблема в этой работе — отсутствие какой-либо доплаты за переработку.
Еще один курьер, который успел поработать и в «Яндекс.Еде », и в другой аналогичной сети – Delivery Club – отметил, что сотрудникам в желтой форме даже лучше работается, чем где-то. По его словам, нагрузка в Delivery Club несколько меньше, и за день количество заказов может составить всего 10 штук, что напрямую связано со сложной организацией логистики курьера – у сервиса нет никакой привязки к карте, и все передвижения координирует диспетчер. «В «Яндексе» все сделано для того, чтобы курьер мог заработать, а в Delivery регулярно бывали и проблемы с выплатами», – резюмировал молодой человек. По его словам, в феврале у Delivery также во время работы умер курьер на станции метро «Электросила», но та история попросту не стала достоянием общественности.
«Фонтанка» обратилась за комментариями в два наиболее известных сервиса доставки – «Яндекс.Еду» и Delivery Club. На момент публикации материала ни один из них не ответил. Ранее через прессу представители «Яндекс.Еды» распространили сообщение: «Вне зависимости от итогов экспертизы [причин гибели юноши] для нас и наших партнеров этот случай означает, что нужно более внимательно относиться к нагрузке курьеров, даже если они сами берут на себя длинные смены и повышенные обязательства. Наш сервис предоставляет круглосуточную телефонную поддержку для курьеров. Мы просим всех курьеров связываться с нами и рассказывать обо всех неподобающих случаях с супервайзерами. Также в ближайшее время мы рассмотрим варианты технологических решений для того, чтобы организовать контроль над переработками в курьерском приложении, чтобы они не брали много длинных смен».
Михаил Грачев, «Фонтанка.ру»