Отменить санитарные нормы, а потом уже думать, что делать с фермерами и рестораторами. Такое предложение федеральных чиновников у ретейлеров восторга не вызвало. Оставьте нас в покое, разберемся сами, – попросили они.
«Последние пять лет реальные доходы россиян не росли. В первом квартале 2019 года мы видим резкое снижение. Мы выходим на шестой год падения или стагнации», – с такого неутешительного прогноза гендиректора «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова начался 3-й медиафорум Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), который прошел в Петербурге 26 апреля. Представители крупнейших ретейлеров, федеральные и региональные чиновники обсудили развитие отрасли, но увидели ее будущее по-разному.
По словам Бурмистрова, перспективы ретейла пока не выглядят радужными. Оборот рынка растет в основном за счет потребительских кредитов, но долговое бремя населения уже близко к критическому показателю, да и процентные ставки растут. Региональные ретейлеры (например, в Петербурге «О`Кей» и «Полушка») терпят поражение перед федеральными игроками и вынуждены уходить с рынка. Да и среди крупных сетей растут быстрее рынка только три — Х5, «Лента» и «Магнит», тогда как такие гиганты, как «О`Кей», «Метро» и «Ашан», снижают показатели. Покупатели, которых аналитик охарактеризовал как «бедных гедонистов», не становятся более богатыми, зато все предъявляют все больше требований, загоняя ретейлеров в промо-ловушку. Избыток акций негативно влияет как на бизнес сетей, так и производителей. Не дремлют и иностранные игроки вроде китайской Alibaba.
На подмогу отрасли вызвался прийти Минпромторг. По мнению главы департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Никиты Кузнецова, главный бич розницы — это избыток правил и запретов, которые создают «основные косты» (расходы. — Прим. ред.) для предпринимателей. «Надо включать регуляторную гильотину. Нужно отменять [нормы], а потом думать, что нужно, принять со свежим взглядом», – прокомментировал он.
Термин «регуляторная гильотина», созданный международной консалтинговой компанией Jacobs, Cordova&Associates, вошел в обиход российских чиновников с января 2019 года с подачи премьер-министра Дмитрия Медведева, который призвал правительство резко сократить число мешающих бизнесу законов.
В либеральной логике уже начал мыслить Минпромторг. По словам Никиты Кузненцова, в первую очередь ведомство намерено отменить санитарные правила. Ранее бизнес жаловался, что из-за избыточных и формальных требований могут массово закрыться магазины в жилых домах. В Петербурге именно несоблюдение СанПинов становится формальной причиной для закрытия баров на улице Рубинштейна, поскольку соответствовать всем СанПинам не под силу никому.
«Сейчас избыточные нормы регулируют процесс: как готовить еду в ресторане, на какой сковородке жарить, какой тряпкой вытирать стол, а должны регулировать результат, чтобы не было бактерий. Как достигать его, бизнес сам должен решать», – заявил Никита Кузнецов.
По его словам, отменять СанПины будут блоками. Первыми «под нож» могут пойти требования по наличию нескольких раковин для разных продуктов, а также запрет на автономную вентиляцию и открытую кухню. «Бактерии в квартире и ресторане одни и те же. Почему дома допускается один стол, одна раковина, один холодильник, а в ресторане должно быть сто холодильников, сто раковин? Это бред, абсолютно нелогичные вещи», – сказал Никита Кузнецов.
Отмена СанПинов по общепиту уже обсуждается с Роспотребнадзором и участниками рынка, вскоре рабочая группа возьмется и за правила, регулирующие торговлю.
Под «регуляторную гильотину» также попадет и закон «О рынках», который Минпромторг намерен упразднить. «Сейчас ни один формат торговли, ни одна сеть не зарегулированы так, как рынки», – пояснил Никита Кузнецов. Это является одной из причин деградации этого формата. По мнению федеральных чиновников, продажу фермерской продукции надо регулировать общим законом «О торговле», оставив одно требование: она должна проверяться в ветеринарной лаборатории. Необходимый законопроект уже разработан и вскоре может поступить в Госдуму. Там же уже находятся поправки, которые дают больше свободы мобильной и нестационарной торговле. Их могут рассмотреть после майских каникул.
Глава комитета по потребительскому рынку Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев, пришедший в зал в середине дискуссии, либерального запала федерального коллеги не разделил и сразу же обрушился с критикой в адрес крупных ретейлеров. «Государство, когда давало возможность сетям развиваться, не учло, что они начнут диктовать условия», – сказал он. Один из упреков чиновник адресовал ретейлерам, продающим товары под собственной торговой маркой. «Или вы торгуете, или вы производите. Исследования нашего Центра контроля качества показали, что СТМ по качеству часто так себе», – сказал он. Также по словам Эльгиза Качаева, увеличение числа магазинов прямо пропорционально увеличению аптек. По его мнению, такое совпадение отнюдь не случайно. «Где здоровье?» – обратился он в зал с риторическим вопросом. «Возлагаем надежду только на рынок и на конкуренцию», – подчеркнул Эльгиз Качаев. Но «контроль и наказания» тоже должны присутствовать, уточнил он.
В качестве примера противостояния малого бизнеса засилью сетей Эльгиз Качаев привел сеть «Белорусские продукты», которая наладила поставки из братской республики. «У меня был павильон рядом с домом, правда, потом его из схемы (размещения нестационарной торговли. — Прим. ред.) исключили, оказалось, на Светлановском нельзя стоять», – был вынужден признать чиновник, добавив, что «пока магазин работал, там все время были люди». Кейс белорусских продуктов вызвал в зале бурные аплодисменты.
Глава АКОРТ Сергей Беляков упрекнул представителя Смольного в двойных стандартах. Если сетям нельзя заниматься производством, то почему производителям можно торговать? – поинтересовался он. К примеру, своя розница есть у Великолукского мясокомбината, не говоря уже о сетях АЗС, принадлежащих крупным нефтяным корпорациям.
Но и послабления, обещанные Минпромторгом, большого энтузиазма у ретейлеров не вызвали. По мнению Сергея Белякова, учитывая экономическую обстановку (реальные доходы падают последние пять лет, как бы ни считал Росстат), надеяться на снижение регуляторной нагрузки не стоит. Подтверждение тому – последние инициативы депутатов, которые предлагают ограничить то наценку розничных сетей, то время работы магазинов. Последние поправки в Законе о торговле, отменившие бонусы за объемы поставок, не вызывали восторга ни у ретейлеров, ни у поставщиков, на защиту интересов которых были направлены. «Опасно регулировать рынок нерыночными методами. Сегодня власть считает, что надо поддержать одного, завтра другого, а закон остался прежним, его не успевают менять по ситуации», – отметил он.
Вызывает опасение у участников рынка и активность банков, которые все больше входят в состав акционеров ретейлеров. Так, ВТБ стал совладельцем «Магнита», Сбербанк нацелился на приобретение «О`Кея». А где банки, там и государство. «Среди кредитных организаций частных не осталось», – пояснил Сергей Беляков.
Директор по стратегии «Ленты» Дмитрий Богод оставил мнения чиновников без комментариев, но предложил коллегам по рынку вернуться к истокам. «Ретейл сейчас движется к состоянию, где был 100 лет назад: к магазинам рядом с домом и с персональным сервисом», – сказал он. Добиться этого без ущерба для централизованных бизнес-процессов помогают ИТ-решения, в частности таргетированные программы лояльности. Они же могут спасти торговлю от «промо-петли». Ранее «Лента» отчиталась о том, что, по итогам первого квартала, смогла остановить рост доли товаров, проданных в рамках акций. Как компании удалось добиться такого результата, корреспондент «Фонтанки» узнать не смог — Дмитрий Богод покинул зал, не дожидаясь конца дискуссии, вероятно, торопясь воплощать в жизнь намеченную стратегию.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»