Обмен юрлицами, нагромождение субаренд и партнерство с «ИП городского масштаба» Александром Коноваловым сделали практически неуловимыми питейные заведения главной барной улицы Петербурга.
Жители дома номер 1 по улице Рубинштейна четыре года добиваются закрытия self-cost-бара Commode, но не смогли выселить шумного соседа даже после победы в суде. Как следует из картотеки Куйбышевского суда, постановление о приостановке деятельности заведения на 90 суток было издано еще 12 апреля. Но и через три недели заведение продолжает работать. Судебные приставы не опечатали бар, хотя соответствующее исполнительное производство было возбуждено в один день с решением суда.
В пресс-службе Управления службы судебных приставов по Петербургу отказались комментировать «Фонтанке» ход конкретного исполнительного производства, ссылаясь на то, что издание не является стороной по делу. Но напомнили, что участники вправе знакомиться с материалами, давать объяснения и заявлять ходатайства.
Это не первый случай, когда бизнес на главной ресторанной магистрали продолжает деятельность вопреки решению суда. Как удалось выяснить «Фонтанке», обмен юрлицами и сложная структура из субарендных отношений – это способ защиты от претензий проверяющих ведомств и жалоб жильцов, которые сами бармены расценивают как сорт потребительского «экстремизма». Но дело не всегда в том, как организован бизнес, а с кем он ведется, неофициально признаются предприниматели. Как показывает практика, партнерство с «ИП городского масштаба» Александром Коноваловым и его структурами может выступить не только «индульгенцией» от выселения, но и дает возможность поддерживать демократичные цены.
Чемпионом по смене владельцев можно назвать как раз бар Commode. Заведение открылось в 2013 году на втором этаже по адресу: улица Рубинштейна, 1/47. Основателями выступили Оксана Василенко и Георгий Фарбесс. По словам Галины Васильевой, чья квартира находится на одной лестничной клетке с баром, она попросила предпринимателей установить шумоизоляцию, едва те затеяли ремонт. То ли просьбу проигнорировали, то ли усилия оказались недостаточными, но с тех пор жительница дома лишилась сна: сначала бар работал до 2 часов ночи, а потом продлил график до 5 утра. «Раньше это была единая квартира, и нас, по сути, разделяет межкомнатная перегородка. Слышно не то что музыку, а разговоры за играми, а на стене от вибрации постоянно трескаются обои», – говорит Галина Васильева.
По ее словам, основатели Commode попросили оставить их в покое, пока не окупятся вложения в ремонт. Жильцы согласились потерпеть, но, не дождавшись улучшений, в 2015 году начали жаловаться во все возможные инстанции.
Привлечь к ответственности шумных соседей оказалось не так-то просто. Так, проверка Роспотребнадзора в 2016 году показала, что коммерческую деятельность в нем ведет уже не ИП Василенко О. Н., а ИП Коновалов А. Н. Материалы последующих инспекций позволяют проследить дальнейшую ротацию. Так, в начале 2018 года оператором заведения числилось ООО «Полюс», а с осени 2018 года – ООО «Рестобар». Именно в его отношении выдано постановление суда о приостановке деятельности. Основаниями стали размещение на одном этаже с жилыми квартирами и отсутствие ограничителей громкости на динамиках.
По данным СПАРК, ООО «Рестобар» создано в апреле 2015 года и с июля 2018 года принадлежит Наталье Плотниковой. В ресторанном мире это имя неизвестно. Предприниматель выступает соучредителем и топ-менеджером десяти компаний в различных сферах, четыре из которых прекратили деятельность. Налоги в бюджет, судя по всему, тоже перечисляет не это юрлицо: Commode не принимает оплату картой и не пробивает чеки, что само по себе является нарушением. Но если все-таки попросить «для отчета по командировке», администрация выдает чек советского образца, отпечатанный едва видными чернилами, на котором значится все тот же ИП Коновалов А. Н.
Но, по всей видимости, Георгий Фарбесс и Оксана Василенко не утратили связи с заведением. Оно по-прежнему указано на их страницах в социальной сети «ВКонтакте» как место работы. В отделе аренды Commode сообщили, что оба предпринимателя продолжают руководить им, при этом имя Натальи Плотниковой сотрудникам незнакомо. Георгий Фарбесс на момент публикации не ответил на запрос «Фонтанки». Оксана Василенко сообщила, что в данный момент отошла от дел и выступает исключительно как посредник между собственником и новым владельцем.
«Помещение у меня в аренде, я сдаю в субаренду ООО «Рестобар», – уточнила она. Конфликт с жильцами и работу вопреки решению суда предприниматель оставила без комментария. Присутствие на чеке ИП Коновалова Оксана Василенко тоже пояснить затруднилась. «Бывает, что заведение одно, а услуги могут оказывать разные компании. Во многих ресторанах отдельный чек на алкоголь и отдельный на кухню. В бизнес-процессы посвятить не могу, потому что я их и не знаю», – сказала она.
После запроса «Фонтанки» на дверях Commode все же появилась табличка о том, что бар закрыт «по техническим причинам». В службе аренды сообщили, что заведение откроется, но позже обычного времени. При этом другой проект Георгия Фарбесса и Оксаны Василенко – бар «Гедонист» на третьем этаже того же дома, – по словам жильцов, продолжил работу. Хотя это помещение также указано в судебном постановлении о приостановке деятельности «Рестобара».
Аналогичную схему можно проследить и в других заведениях, продолживших работу, несмотря на решения суда о приостановке деятельности. К примеру, бар «Угрюмочная» на Владимирском проспекте, также основанный Георгием Фарбессом и Оксаной Василенко, согласно материалам проверок, в сентябре 2018-го, управлялся ООО «Полюс», которое до этого работало с Commode. Именно в отношении этого юрлица в декабре 2018 года суд вынес решение о приостановке деятельности на 50 суток. На данный момент «Угрюмочная» продолжает обслуживать клиентов, хотя сняла вывеску, принимает только наличные и не выдает чеки. Тем не менее персонал охотно идет навстречу посетителям, разрешая сделать перевод по номеру телефона и выписывая квитанции от руки. На платежном документе значится ООО «Вальс Хаус», учредителем которого значится все тот же Александр Николаевич Коновалов. По словам Оксаны Василенко, ни она, ни Георгий Фарбесс к «Угрюмочной» уже не имеют отношения. «Мы этот бизнес продали практически сразу, не знаю, кто там сейчас», – сказала она, но имя покупателя назвать отказалась.
Между тем ООО «Полюс», едва покинув стены «Угрюмочной», нашло пристанище в еще одном проблемном заведении – баре S’aint, разместившемся летом 2018 года во дворе дома 38 по улице Рубинштейна. Как сообщала «Фонтанка», после жалоб жильцов и проверок Роспотребнадзора в феврале 2019 года суд вынес решение о приостановке его деятельности на 50 суток. Но он продолжил работу. Тогда пресс-служба приставов объяснила свое бездействие тем, что «исполнительный документ не соответствовал предъявляемым к нему требованиям», проще говоря – был составлен с ошибкой. Тем временем основатели успели передать управление ООО «Полюс», хотя вывеска, формат и персонал остались прежними.
ООО «Полюс» специализируется на оптовой торговле, его собственник — предприниматель Екатерина Егорова. По данным СПАРК, ей принадлежат еще девять фирм разного профиля. Все они, как и ООО «Полюс», были созданы в июне 2012 года. Телефонов и сайтов ни у одного предприятия не указано.
Рестораторы, ведущие бизнес на улице Рубинштейна, предположили, что данное юрлицо может быть одним из многих, на которые оформляют бизнес предприниматели, работающие с ИП Коноваловым. Ранее газета «Деловой Петербург» подсчитало, что на этого бизнесмена оформлен бизнес с оборотом 3–4 млрд рублей в год. Среди активов назывались панорамный ресторан La Panorama на Васильевском острове, банный комплекс в Лахте, сеть салонов красоты «Леди», а также значительная часть нестационарных торговые точек в центре Петербурга, которые ведут деятельность без договора со Смольным. Как показало расследование издания, партнерство с ИП Коноваловым может защитить такие точки от проверок всего за 1000 рублей. Скорее всего, этот «ИП», зарегистрированный предпринимателем Александром Коноваловым, бывшим оперуполномоченным уголовного розыска 28-го отдела Центрального РУВД и выпускником Университета МВД, лишь представляет интересы высокопоставленных сотрудников правоохранительной системы и чиновников, пишет «Деловой Петербург».
Любопытно, что скоро жителей и рестораторов сможет рассудить другой Александр Коновалов – министр юстиции, который является завсегдатаем Петербургского международного юридического форума. В рамках мероприятия улица Рубинштейна станет местом проведения вечеринки для юристов Legal Street.
Маргинализация Рубинштейна
Игроки ресторанного рынка, опрошенные «Фонтанкой», не осуждают коллег за использование подобных схем. «Мы скорее союзники, чем противники с Коноваловым: по принципу «враг моего врага мой друг». В этой войне все средства хороши», – комментирует Александр Затуливетров, ранее объявивший о закрытии ресторанов «Варвара» и «Скобари» на улице Рубинштейна из-за участившихся проверок.
При этом, по его словам, работать по закону, бесконечно тасуя юрлица, весьма проблематично. Алкогольная лицензия выдается на определенную компанию и на конкретный адрес. Для этого нужно предоставить договор аренды, зарегистрированный в Росреестре. А вот по договору субаренды лицензию получить невозможно, не может получить разрешение на реализацию спиртного и ИП. «А без лицензии ни один уважающий себя поставщик алкоголя не привезет, потому что ЕГАИС требует прозрачности», – комментирует он. Поэтому путь, выбранный Commode, «Угрюмочной» и S’aint, – «рискованный и смелый», считает предприниматель.
По словам Александра Затуливертова, он также получал предложения по «защите» от надзорных ведомств. «Заходят в ресторан подозрительные личности, говорят, что сейчас идут проверки МЧС, говорят: оставлю вам телефон, звоните, или давайте заранее проверим и подготовим отчет», – комментирует он. Но ресторатор предпочел съехать. «Если у меня требуют разрешение на трубу вентиляции, которая была установлена 16 лет назад, понятно, что я его не получу законным способом. Это дамоклов меч: сегодня заплатишь одним, потом на тебя напишут жалобу другие», – говорит он.
Решение добровольно покинуть ресторанную магистраль приняли и владельцы «Китайской квартиры Брюса Ли». «Заниматься ресторанным бизнесом в данном помещении не представляется возможным», – прокомментировал совладелец заведения Александр Прокофьев. По словам предпринимателя, собственник сдал ему помещение под общепит, хотя оно находится на одном этаже с жилыми квартирами, что запрещено санитарными правилами. «Сейчас мы рассматриваем вариант подачи иска по взысканию убытков. Заниматься сменой юрлиц не наш уровень», – уточнил он.
По мнению Александра Затуливертова, бизнес, стремящийся работать «вбелую», будет и дальше покидать улицу Рубинштейна, что приведет к ее маргинализации. «Ресторанной улице не жить, или, вернее, там жить монстрам, которые могут решить [проблемы] моментально и которые никогда не будут вкладываться ни в оборудование, ни в систему вентиляции, ни в жироуловители, потому что в любой момент можно съехать», – заключил он.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»